| Выставка «Вспоминая Федора Шаляпина»С 18 февраля по 31 августа 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка, посвященная 140-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина. В блистательной истории русской художественной эмиграции Федор  Иванович Шаляпин занимает исключительное место. Солист Большого,  Мариинского театров, театра Ла Скала, Метрополитен-опера, «величайший  бас мира», выступавший перед солдатами в петроградском Народном доме и  на лучших мировых сценах, в 1930-е годы открывший русскую вокальную  культуру Японии и Китаю, поражавший современников певческим диапазоном,  многогранной одаренностью и душевной широтой. Крестьянский сын из провинциальной Казани, сапожник, певчий на  клиросе, театральный статист, солист в оперетте, еще в юности он стал  мечтать о «великой сказке» — театре и опере. Постепенно, как писал  сыгравший в судьбе Шаляпина исключительную роль меценат Савва Мамонтов, в  нем открылось «дарование из ряда вон выходящее». В 1890 году он дебютировал в любительской постановке «Евгения  Онегина», через три года перебрался в Москву, оттуда — в  Санкт-Петербург, и в 1895-м уже пел на сцене Мариинского театра партии  Мефистофеля и Руслана. Год спустя перешел в Русскую частную оперу,  созданную в Москве стараниями С.И.Мамонтова, и в течение четырех сезонов  оставался ее солистом. Здесь он впервые исполнил партию Бориса  Годунова, которая в шаляпинской трактовке войдет в историю мирового  оперного искусства. Затем — сцена Большого театра, бурная художественная  и общественная жизнь, «вся Россия пела шаляпинскую "Дубинушку"». В 1915  году Ф.И.Шаляпин впервые пробует себя в кино, в 1918-м из искренней  симпатии к большевикам принимает предложение возглавить Мариинский  театр, становится первым Народным артистом Республики. Однако в 1922-м  году он решает уехать из России навсегда. «...Если я неплохо пою и неплохо  играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой, ни телом не виноват,  что таким уж меня, задолго до большевизма, создал Господь Бог». Шаляпин  гастролирует в США, с небывалым успехом выступает в Токио и Шанхае, в  Париже, как и прежде, участвует в дягилевских «Русских сезонах». В 1927  году он пожертвовал гонорар за выступления на помощь детям из  бедствующих эмигрантских семей, после чего окончательно впал в немилость  у Советской власти, год спустя был лишен звания Народного артиста (его  вернут только в 1991 году) и долгое время в официальной истории музыки  его творчество ограничивалось «дореволюционным периодом». В эмиграции певец, обладавший уникальной широтой творческого  диапазона — в его репертуаре было более 70 оперных партий, многие из  которых он исполнил впервые — становится одним из символов русской  музыкальной культуры. Европейские газеты с восторгом писали о  поразительном сочетании голосовых данных и яркого артистизма,  позволяющем раскрыть тончайшие оттенки музыкального переживания. С 1930  года Ф.И.Шаляпин поет в парижской «Русской опере», где исполняет главные  партии в «Борисе Годунове», «Князе Игоре», «Русалке». В 1932 году по  приглашению немецкого режиссера Георга Пабста снимается в фильме  «Дон-Кихот», время от времени дает сольные концерты, по-прежнему  гастролирует, охотно записывает оперные арии, вокальные произведения и  русские народные песни на граммофон. В 1937 году, после очередных гастролей, он заболевает. Врачи  диагностируют лейкоз. Год спустя, 12 апреля 1938 года, Ф.И.Шаляпин  скончался. В 1984 году его прах был перенесен с парижского кладбища  Батиньоль в Новодевичий монастырь. О многогранном таланте и судьбе «ваятеля оперного жеста», как называл Ф.И.Шаляпина композитор и музыкальный критик Борис Асафьев, рассказывают уникальные музейные предметы и архивные материалы, собранные в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В 2001 году одна из постоянных дарителей Дома, Мария Ивановна Лифарь, вдова известного парижского типографа Леонида Михайловича Лифаря, брата выдающегося танцовщика Сержа Лифаря, передала в ДРЗ эскиз декорации к опере Ж.Массне «Дон Кихот», выполненный рукой Ф.И.Шаляпина во Франции в 1910 году. Согласно музейной легенде, составленной со слов М.Кокушкиной, «этот рисунок, изображающий сцену из “Дон Кихота”, по словам моего мужа, Михаила Андреевича Кокушкина, художника-декоратора, работавшего для оперы и балета, был сделан в его присутствии Федором Ивановичем Шаляпиным, как указание при обсуждении декораций к “Дон Кихоту”». Несколькими годами ранее Шаляпин пел в доме Массне «при большом стечении народа», они встречались и во время работы над оперой в 1909 году. О встречах с композитором и либреттистом Анри Кэне Шаляпин рассказывал в письме своему другу Максиму Горькому: «...один раз у Массне, а другой раз у Анри Кэна. Один из них (первый) играл мне музыку новой оперы, а другой читал мне либретто, им сделанное, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах». Премьера оперы состоялась в Монте-Карло 19 февраля 1910 года, а 29  ноября того же года она впервые была исполнена в Большом театре. «Рыцарь  Шаляпина в некоторых штрихах превосходит даже оригинал Дон Кихота, —  писал немецкий рецензент Денбург. — Он никогда не бывает смешон, даже в  моменты, когда он отдается самым обманчивым иллюзиям. Его всегда  окружает ореол возвышенного идеализма». Кроме того, в архивном собрании Дома русского зарубежья  хранятся переданные дарителями из разных стран фотокопии альбомных  открыток, дающих представление о «российском периоде» творчества  Шаляпина (1898–1916), а также об участии певца в постановках знаменитой  «Русской оперы в Париже»: афиша оперы А.Бородина «Князь Игорь», премьера  которой состоялась 18 ноября 1930 года в Театре на Елисейских Полях, и  программа-буклет поставленной в том же театре в январе 1931 году оперы  М.Мусоргского «Борис Годунов». Помимо портретов Шаляпина в роли князя  Галицкого из оперы «Князь Игорь», в буклет вошли фотографии труппы и  организаторов «Русской оперы» в Париже, это — антрепренер князь Алексей  Церетели и директор-антрепренер Василий Воскресенский (полковник де  Базиль). В музейном собрании Дома находятся три портрета Ф.И.Шаляпина,  выполненные Александром Александровичем Яроном. На одном из них певец  предстает в образе царя Олоферна из оперы А.Н.Серова «Юдифь», не менее  интересны художническая трактовка шаляпинского образа Ивана Грозного из  оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» и «домашний» портрет певца.  По свидетельству передавшей в 2009 году эти работы вдовы художника, они  были написаны в 1936 году, во время гастролей Шаляпина в Шанхае. Наиболее ценный экспонат музейного собрания, также переданный  М.И.Лифарь — посмертная маска Ф.И.Шаляпина, изготовленная во Франции в  1938 году из воска на марлевой основе. Надпись на внутренней стороне —  «Chaliapine Col. Serge Lifar» — указывает на то, что она входила в  личную коллекцию Сержа Лифаря. Наконец, несомненным свидетельством значимости «шаляпинской традиции»  для музыкальной жизни русской эмииграции можно считать сборники нот из  репертуара певца, сохранившиеся в фонде Ивана Владимировича Ассура,  солиста знаменитого Хора донских казаков под управлением С.А.Жарова. Но  это уже другая страница истории русского искусства в рассеянии. Инна Розанова, Светлана Кокурина Экспозицию подготовили: Н.П.Белевцева, М.А.Котенко; техническое  исполнение — Е.В.Кандзюба, Ф.В.Минаев, С.П.Заиграйкина, В.В.Владимирова.  Экспозиция была развернута на 1-м этаже.    ![Шаляпин  Ф.И. Эскиз декорации к опере Ж. Массне «Дон Кихот». [Франция, 1910]. Бумага, гуашь. Шаляпин  Ф.И. Эскиз декорации к опере Ж. Массне «Дон Кихот». [Франция, 1910]. Бумага, гуашь.](data/images/2013/news02/180213/shaliapin/3_2sm.jpg)  
     ![Ярон А.А. Портрет Шаляпина. [Китай (Шанхай)], 1936.Бумага, уголь/соус. Ярон А.А. Портрет Шаляпина. [Китай (Шанхай)], 1936.Бумага, уголь/соус.](data/images/2013/news02/180213/shaliapin/6_2sm.jpg)  ![Ярон А.А. Портрет Шаляпина в роли царя Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». [Китай (Шанхай)], 1936. Бумага, уголь/соус Ярон А.А. Портрет Шаляпина в роли царя Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». [Китай (Шанхай)], 1936. Бумага, уголь/соус](data/images/2013/news02/180213/shaliapin/7_2sm.jpg) 
    
 Наш адрес:Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
 Проезд: м. Таганская (кольцевая)
 Тел.: (495) 915-10-80
 
 Постоянная ссылка на данную страницу: http://www.bfrz.ru/static/Shaliapin/
 |  |